Интернационализация высшего образования в России: региональный аспект
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.11.93.004
Аннотация
В статье анализируется региональный аспект интернационализации системы высшего образования России на примере Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. СВФУ рассматривается как организация, призванная социализировать российских и зарубежных студентов, в том числе и посредством кросс-культурных коммуникаций. В мае 2022 г. было опрошено 116 китайских и 116 российских студентов, обучающихся в СВФУ. Рассматривались такие направления обучения, как филология, управление персоналом, экономика, это три наиболее востребованные образовательные ниши у китайских студентов. Впервые в региональной социологии нами также была изучена степень мотивированности китайских и российских студентов в процессе обучения в вузе, исходя из национального менталитета, проводился сравнительный анализ. Использовались методики Д. МакКлелланда, Е.П. Ильина, Г. Хофстеде, а также методы анкетирования, аналитической индукции. Выявилось, что иностранные студенты демонстрируют более высокие достижительные мотивации, нежели российские студенты. Китайские студенты в процессе обучения в вузе опираются на такие черты национального характера, как трудолюбие, дисциплинированность и прагматичность. В то же время россияне (якутяне) проявляют при обучении такие черты национального менталитета, как жизнестойкость, открытость и коммуникабельность. Ответственность за установление эффективных кросс-культурных коммуникаций в вузе лежит в основном на россиянах, и сами иностранцы ожидают от них такой деятельности.
Об авторах
И. И. ПодойницынаРоссия
Подойницына Ирина Ивановна ‒ доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института
г. Якутск
А. Я. Иванова
Россия
Иванова Алена Ядмагиевна – ст. преподаватель Института зарубежной филологии и регионоведения
г. Якутск
Список литературы
1. 许华 (СюйХуа). «人类命运共同体»愿景中的中俄文化外交 [Китайско-российская культурная дипломатия в видении «Сообщества человеческой судьбы»] //俄罗斯东欧中亚研究 [Российские исследования в области Восточной Европы и Центральной Азии]. – 2018. – № 4. – С. 13‒26.
2. 李琳 (Ли Линь). 中俄传统婚姻法文化比较研究 [Сравнительное исследование культуры традиционного брачного права в Китае и России] // 社会科学辑刊 [Журнал социальных наук]. – 2012. –№ 4. – С. 95‒100.
3. 张扬 (Чжан Ян).中俄文化外交审视 [Обзор китайско-российской культурной дипломатии] // 人 民论坛 [Народный форум]. – 2016. – № 23. – С. 92‒93.
4. Кирилл Бычков: деловое сотрудничество с КНР для Якутии имеет особое значение [Электронный текст]. – URL: https://sakhalife.ru/kirill-byichkov-delovoe-sotrudnichestvo-s-knr-dlya-yakutii-imeetosoboe-znachenie/ (дата обращения 30.04.2023).
5. Китай ‒ один из главных торговых партнеров Якутии [Электронный текст]. – URL: https:// sakhaday.ru/news/kitay-odin-iz-glavnyh-torgovyh-partnerov-yakutii?from=copy (дата обращения 29.04.2023).
6. Товарооборот между Россией и КНР превысит 200 млрд долларов в этом году [Электронный текст]. – URL: https://yk24.ru/main/ajsen-nikolaev-tovarooborot-mezhdu-rossiej-i-knr-prevysit-na-200mlrd-dollarov-v-etom-godu/ (дата обращения 29.04.2023).
7. «Приоритет 2030»: в консорциум СВФУ «Университет 360» вступил первый иностранный участник [Электронный текст]. – URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=25&ELEMENT_ID=204432 (дата обращения 30.04.2023).
8. Эволюция теорий мотивации // Управление персоналом [Под ред. А.А. Литвинюка]. ‒ М.: Юрайт, 2012. – С. 269‒279.
9. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности. ‒ Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994.
10. Якунин, В.А., Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник Ленинградского государственного университета. Серия Экономика, философия, право. – 1980. – Вып. 2. № 11. ‒ С. 55‒59.
11. Ербосын Игенбай Токжан. Мотивация в процессе обучения // Педагогические науки. – 2015. – № 8. – С. 60‒62.
12. Зохре Хейдари-пур, Амир Хоссейни. Демотивация при изучении иностранного языка: причины и методики преодоления // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 1. – С. 35‒37.
13. Бакшаева, Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. ‒ М.: Логос, 2006.
14. Веремчук, А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – №2. – С. 34‒38.
15. 刘淑华 (ЛюШухуа). 21世纪以来俄罗斯高等教育国际化战略:动因、举措和特征 [Стратегия интернационализации российского высшего образования с 21 века: мотивации, инициативы и характеристики] //中国高教研究 [Исследования в области высшего образования в Китае]. – 2018 –№ 3. – С. 80‒87.
16. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / Агранович М.Л., Галичин В.А., Боревская Н.Е., Гороховатская Н.В., Ефремова Л.И., Карпухина Е.А., Перфильева О.В., Филиппов В.М. ‒ М.: Логос, 2010.
17. Китайская грамота. Какие перспективы у России на рынке Китая [Электронный текст]. – URL: https://carnegie.ru/commentary (дата обращения 06.12.2022).
18. 刘健 (Лю Цзянь), 徐成娟 (Сюй Чэнцзюань). 学生的体育动机及其培养 [Физическая мотивация студентов и их развитие ] //.河北体育学院学报 [Журнал Хэбэйского института физического воспитания]. – 2000. – № 5 (1). – С. 35‒38.
19. Мясоедов, С.П., Борисова, Л.Г. Кросс-культурный менеджмент. ‒ М.: Юрайт. – 2015.
20. Анализ национальных культур в проекте GLOBE [Электронный текст]. ‒ URL: https://globeproject.com (дата обращения 11.05.2022).
21. Ядов, В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. ‒ М., 2002. – С. 349‒363.
22. Голубицкий, С. Рейтинг для Китеж-града. Как китайские цифровые права будут работать в России // Новая газета. – 2019, 4 октября. – № 115.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. ‒ СПб.: Питер, 2011.
24. Шершнева, Е.Л., Фельдхофф, Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований. ‒ СПб.: Петрополис, 1999.
25. Жаворонков, А.В. Изменения ориентаций на виды трудовой деятельности с 1967 по 2016 г. // Россия реформирующуюся: ежегодник: вып. 15 [Отв. ред. М.К. Горшков]. – М.: Новый хронограф, 2017. – С. 109‒133.
Рецензия
Для цитирования:
Подойницына И.И., Иванова А.Я. Интернационализация высшего образования в России: региональный аспект. Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North. 2023;(2):34-44. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.11.93.004
For citation:
Podoinitsyna I.I., Ivanova A.Ya. Internationalization of Higher Education in Russia: Regional Aspect. Economy and nature management in the North. 2023;(2):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.11.93.004