Формы и виды аккумуляции культуры хомуса в условиях авторской культурно-образовательной площадки: опыт и поиски
https://doi.org/10.25587/2587-8778-2024-1-82-92
Аннотация
В статье выявлены формы и виды аккумуляции культуры хомуса, в частности, представлен опыт систематизации, определения методов обучения и активизации усилий, направленные на сохранение и передачу традиций хомусного музыкального наследия. Обобщены итоги проектной и исследовательской деятельности автора в качестве собирателя фольклора, филолога, педагога и разработчика образовательных программ. Определены и обоснованы пути сохранения, развития и популяризации исполнительской локальной традиции игры на хомусе, представлен анализ форм и видов организационной педагогической работы по реконструкции вилюйской (сунтарской) школы игры на хомусе. В исследовании рассматривается также проблема сохранения и дальнейшего развития традиционной культуры, функционирования механизма воспроизводства, трансформации и аккумуляции накопленного локального этнокультурного наследия народа саха в культуре хомуса. Теоретической и методологической основой послужили труды Э. С. Маркаряна, И.Е. Алексеева-Хомус Уйбаан, А.П. Божедоновой, А.А. Григорьевой, Г.С. Поповой и т.д. Результаты исследования могут быть применены в разработке научных основ этнокультурного содержания традиций исполнительства на хомусе в разделах региональной культурологии, музыкальной фольклористики и якутской традиционной музыки, а также в апробации условий, форм и средств, необходимых для разработки образовательных программ традиционной школы игры на якутском хомусе.
Об авторе
А. К. НикитинаРоссия
Никитина Антонина Константиновна ‒ магистр культурологии, руководитель инновационной культурно-образовательной площадки «Хомус» на базе ГАНОУ РС (Я) Республиканский ресурсный Центр «Юные якутяне» Тойбохойский историко-краеведческий музей Г.Е. Бессонова
Сунтарский улус
Список литературы
1. Алексеев, И.Е. Из предисловия / В кн.: Никитина А.К. Саха хомуһун үгэстэрин үйэтитии. ‒ Дьокуускай: СГУ издательствота, 2008. ‒ С. 3.
2. Божедонова, А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума. Автореф. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. ‒ М., 2006. ‒ 22 с.
3. Григорьева, А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха. Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. ‒ М., 1999. ‒ 32 с.
4. Конституция Российской Федерации. Ст. 44 от 12.12.1993 с изменениями, одобренными всероссийским голосованием. Дата обращения: 01.07.2020.
5. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. ‒ 1981. ‒ № 2. ‒ С. 78-96.
6. Никитина, А.К., Никифорова, С.В. История одной фотографии (опыт визуально-антропологического анализа) // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. ‒ № 1(17). ‒ 2020. ‒ С. 29-40.
7. Попова, Г.С. Этнокультурная идентификация в условиях современного социума // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). ‒ № 2 (22). ‒ 2013. ‒ С. 23.
8. Указ от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями на 22 декабря 2020 г.)
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. ФЗ № 273, ст. 23, п. 4. и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.10.2017 № 326.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина А.К. Формы и виды аккумуляции культуры хомуса в условиях авторской культурно-образовательной площадки: опыт и поиски. Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North. 2024;(1):82-92. https://doi.org/10.25587/2587-8778-2024-1-82-92
For citation:
Nikitinа A.K. Forms and types of accumulating the khomus culture in the conditions of the author’s cultural and educational platform: experience and search. Economy and nature management in the North. 2024;(1):82-92. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-8778-2024-1-82-92