Анализ реакции студентов на изменение финансового положения в период пандемии по цифровым следам в социальной сети ВКонтакте
https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.006
Аннотация
В статье представлены результаты исследования круга проблем и вопросов финансового положения студентов в период пандемии по цифровым следам в социальных сети ВКонтакте студенческой аудитории. Для анализа были использованы тексты постов в сообществах студентов и комментарии к ним за период второго учебного года в условиях пандемии. Для оценки контента обсуждаемых тем и вопросов в сообществах использованы результаты НИР Консорциума исследователей больших данных «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества» за февраль - июнь 2020 г. Подготовка данных для анализа включала выгрузку данных из социальных сетей, отбор релевантных сообщений, выявление категорий и тематических сюжетов, определение тональности сообщений. По предварительно выгруженным с использованием специализированного программного обеспечения (Polyanalyst, библиотек машинного обучения) сообщениям сообществ вузов региона была проведена разметка всех сообщений по релевантности изучаемой темы, что позволило в дальнейшем систематизировать сообщения по тематике и тональности. Контент анализируемых релевантных сообщений позволили выделить четыре основные тематические категории такие, как стипендия и материальная помощь, стоимость образовательных и дополнительных услуг, возможность получения дополнительных доходов, разное. В группе сообщений по вопросам стипендии и материальной помощи были выделены тематические сюжеты о размере и сроках выплаты стипендии и материальной помощи и о процедуре начисления стипендии. В группе сообщений по вопросам стоимость основных и дополнительных услуг были выделены тематические сюжеты о цене-качестве образовательных услуг, возврата стоимости за обучение в условиях дистанционного формата работы, а также ценообразование образовательных услуг. В группе сообщений по возможности получения дополнительных доходов студенты рассуждали преимущественно о размере стипендии в сопоставлении со сложившимися ценами на товары и услуги и о необходимости поиска дополнительных источниках доходов. В группе разное были рассмотрены низкочастотные сообщения по различным тематическим сюжетам. Тональность сообщений, в которых студенты высказывали свое мнение и оценку, преимущественно нейтральная, но негативная тональность доминировала на начало каждого учебного семестра. Полученные результаты исследования на основе выборки данных социальной сети ВКонтакте за анализируемый период могут послужить обоснованием для дальнейшего исследования сообщений в социальных сетях с целью выявления и анализа обратной связи студентов о качестве, эффективности и развитии дистанционного образования в стране, а также мониторинга появления/развития/отмирания проблем и вопросов в сфере финансового состояния студентов.
Об авторах
Е. В. Романова
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия
Т. Ю. Калаврий
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия
Список литературы
1. Абрамовский, А. Л. Роль дистанционного обучения в трансформационных процессах национальных систем высшего образования: общество: социология, психология, педагогика / А. Л. Абрамовский. - 2020. - № 8 (76). - С. 14-17.
2. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии / А. И. Минаев, О. Н. Исаева, Е. А. Кирьянова, В. А. Горнов // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858 (дата обращения: 12.11.2021).
3. На форуме «Открытые данные-2020» представили результаты проекта по изучению эмоциональной тональности сообщений студентов в соцсетях / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2960 (дата обращения 25.10.2021).
4. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. - Москва, 2020. - 774 с.
5. Официальный сайт Университетского консорциума исследователей больших данных. - URL: https://opendata.university/page13481895.html (дата обращения 25.10.2021).
6. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее : аналитический доклад - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения 14.11.2021).
7. Оценка качества жизни населения регионов РФ на основе цифровых данных: методологические аспекты / Е. В. Щекотин, Г. Ю. Коварж, В. Л. Гойко В. Л. [и др.] // Векторы благополучия : экономика и социум. - 2020. - No 3 (38). - C. 138-156.
8. The Covid-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses // The World Bank Group. - URL: https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/the-covid19-pandemic-shocks-to-education-andpolicy-responses (дата обращения: 01.11.2020).
Для цитирования:
Романова Е.В., Калаврий Т.Ю. Анализ реакции студентов на изменение финансового положения в период пандемии по цифровым следам в социальной сети ВКонтакте. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Экономика. Социология. Культурология. Economy. Sociology. Culturology». 2021;(4):54-64. https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.006
For citation:
Romanova E.V., Kalavriy T.Y. An analysis of students’ response to changes in financial situation during the pandemic by digital traces in the VKontakte social network. Vestnik of North-Eastern Federal University. Economics. Sociology. Culturology. 2021;(4):54-64.
(In Russ.)
https://doi.org/10.25587/SVFU.2021.24.4.006
Просмотров: 51