Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Экономика. Социология. Культурология. Economy. Sociology. Culturology»

Расширенный поиск

Анализ финансового благополучия и проблем студентов в период пандемии по цифровым следам в социальных сетях

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.51.42.013

Полный текст:

Аннотация

   В статье представлены результаты исследования финансового благополучия и проблем студентов в период пандемии в условиях дистанционного и гибридного формата обучения с использованием данных цифровых следов студентов в социальных пабликах. Исследование было инициировано Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для оценки настроения российского студенчества в условиях дистанционного и гибридного формата обучения
и реализовано Консорциумом исследователей больших данных. Эмпирической основой для исследования послужили данные социальных сетей общим количеством около 3 миллионов постов и комментариев, взятые из 9187 официальных и неофициальных пабликов 679 высших учебных заведений РФ, участниками которых явились студенты российских вузов. В качестве анализируемого периода был выбран период 2021˗2022 учебного года, поэтому выгрузка данных социальных сообществ вузов осуществлялась за период с сентября 2021г. по июль 2022 г. Подготовка данных для анализа включала выгрузку данных из социальных сетей, отбор релевантных сообщений, выявление категорий и тематических сюжетов, определение тональности сообщений. По предварительно выгруженным сообщениям сообществ с использованием специализированного программного обеспечения (Polyanalyst, библиотек машинного обучения, краудсорсинговой платформы Яндекс. Толока) была проведена разметка всех сообщений по релевантности изучаемой темы, что позволило в дальнейшем систематизировать сообщения по тематике и тональности. Контент анализируемых релевантных сообщений позволил выделить четыре основные тематические категории, такие как стипендия и материальная помощь, стоимость образовательных и дополнительных услуг, возможность получения дополнительных доходов, разное. В тематической категории вопросов стипендии и материальной помощи были выделены тематические сюжеты о размере и сроках выплаты стипендии и материальной помощи и о процедуре начисления стипендии. В категории сообщений по вопросам стоимости основных и дополнительных услуг были выделены тематические сюжеты о цене-качестве образовательных услуг, возврата стоимости за обучение в условиях дистанционного формата работы. В категории сообщений о возможности получения дополнительных доходов студенты рассуждали преимущественно о размере стипендии и задержке выплат, а также о необходимости поиска дополнительных источников доходов. В группе разное были рассмотрены низкочастотные сообщения по различным тематическим сюжетам. Тональность сообщений, в которых студенты высказывали свое мнение и оценку, преимущественно нейтральная, но негативная тональность доминировала на начало каждого учебного семестра, позитивная тональность имела низкую частоту среди сообщений. Полученные результаты исследования на основе выборки данных социальной сети ВКонтакте за анализируемый период выявили ряд системных проблем и указывают на потребность студентов в государственной финансовой поддержке, могут служить обоснованием для мониторинга и анализа появления / развития / отмирания проблем и вопросов в сфере финансового состояния студентов.

Об авторе

Е. В. Романова
СВФУ им. М. К. Аммосова
Россия

Елена Валерьевна Романова, к. э. н., доцент

Финансово-экономический институт

кафедра экономической теории

Якутск



Список литературы

1. The Covid-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses [Электронный ресурс] // The World Bank Group. ‒ URL : https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/the-covid19-pandemic-shocks-to-education-and-policy-responses (дата обращения: 01. 11. 2020).

2. Абрамовский, А. Л. Роль дистанционного обучения в трансфармационных процессах национальных систем высшего образованиям / А. Л. Абрамовский // Общество: социология, психология, педагогика. ‒ 2020. ‒ № 8 (76). ‒ С. 14‒17.

3. Минаев, А. И. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии / А. И. Минаев [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ‒ URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858 (дата обращения: 12. 11. 2021).

4. На форуме «Открытые данные-2020» представили результаты проекта по изучению эмоциональной тональности сообщений студентов в соцсетях [Электронный ресурс] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. ‒ URL : https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/22573/ (дата обращения 25. 10. 2021).

5. Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. ‒ Москва, 2020. ‒ 774 с.

6. Официальный сайт Университетского консорциума исследователей больших данных [Электронный ресурс]. ‒ URL : https://opendata.university/page13481895.html (дата обращения 25. 10. 2021).

7. Посты по осени считают: что говорят большие данные о качестве образования в постпандемийный период. Аналитический доклад / Ю. К. Александрова [и др.] ; Томский государственный университет. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. ‒ 40 с.

8. Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. ‒ URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения 14. 11. 2021)

9. Щекотин, Е. В. Оценка качества жизни населения регионов РФ на основе цифровых данных: методологические аспекты / Е. В. Щекотин [и др.] // Векторы благополучия: экономика и социум. ‒ 2020. ‒ № 3 (38). ‒ С. 138‒156.


Рецензия

Для цитирования:


Романова Е.В. Анализ финансового благополучия и проблем студентов в период пандемии по цифровым следам в социальных сетях. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Экономика. Социология. Культурология. Economy. Sociology. Culturology». 2022;(4):107-114. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.51.42.013

For citation:


Romanova E.V. An Analysis of Students Financial Well-being and Problems During the Pandemic by Digital Footprint in Social Networks. Vestnik of North-Eastern Federal University. Economics. Sociology. Culturology. 2022;(4):107-114. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.51.42.013

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8778 (Online)