Методические аспекты применения онтологического подхода к построению маркетинговой информационной системы в сфере недропользования
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.39.16.005
Аннотация
Маркетинговые информационные системы в недропользовании применяются, по нашему мнению, недостаточно активно. Причина заключается в необходимости учитывать специфику сферы недропользования. Маркетинговые информационные системы по своему функциональному составу ориентированы по большей части на предприятия сферы торговли / услуг, в то время как деятельность геологических организаций направлена на изучение недр и получение особой продукции в виде геологических отчетов, иных сопроводительных документов и вещественных носителей информации. Поэтому при проектировании маркетинговой информационной системы необходимо не применять стандартный подход с поиском и выбором «коробочного» продукта, а проектировать данную систему, начиная с ее функциональной подсистемы, т. е. с понимания факторов, которыми руководствуются потенциальные недропользователи при формировании портфеля проектов. Для решения данной задачи нами предлагается применять онтологический подход. Суть данного подхода состоит в попытке разложить систему поддержки принятия решений в данной сфере на группы факторов принятия решений. При принятии решений в сфере недропользования необходимо учитывать перспективность участков недр, которая преимущественно выполняется экспертным путем. Для реализации процессов консолидации экспертных мнений нами предлагается применять модель с нечеткой логикой. В результате проработаны методические аспекты применения онтологического подхода к построению маркетинговой информационной системы в сфере недропользования.
Об авторах
В. С. ДадыкинРоссия
Дадыкин Валерий Сергеевич ‒ доктор экономических наук, декан ФОЦЭ, профессор кафедры «Цифровая экономика»
г. Брянск
О. В. Дадыкина
Россия
Дадыкина Ольга Викторовна ‒ кандидат экономических наук, доцент кафедры «Цифровая экономика»
г. Брянск
Список литературы
1. Evnine, Simon. (2011). Constitution and Composition: Three Approaches to their Relation // Protosociology. 27. DOI: 10.5840/protosociology20112712.
2. Garcia, Luan & Abel, Mara & Perrin, Michel & Alvarengarenata, Renata. (2019). The geocore ontology: A core ontology for general use in Geology. Computers & Geosciences. 135. DOI: 10.1016/j.cageo.2019.104387.
3. Guarino, Nicola & Welty, Christopher. (2002). Evaluating ontological decisions with ontoclean. Communications of the ACM. 45. 61-65.
4. Kuznetsova, E. Analysis of an Industrial and Raw Material Facility as a Socio-Economic System / E. Kuznetsova, V. Dadykin // 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon 2020, Vladivostok, 06–09 октября 2020 года. – Vladivostok, 2020. – P. 9271435. – DOI: 10.1109/FarEastCon50210.2020.9271435.
5. Zhong, Jian & Aydina, Atilla & Mcguinness, Deborah. (2009). Ontology of fractures. Journal of Structural Geology – J STRUCT GEOL. 31. 251-259. DOI: 10.1016/j.jsg.2009.01.008.
6. Дадыкин, В.С. Снижение воспроизводства минерально-сырьевой базы как угроза экономической безопасности / В.С. Дадыкин, О.В. Дадыкина // Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития : Материалы международной научнопрактической конференции, Брянск, 27–28 апреля 2016 года. – Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2016. – С. 24-27.
7. Дадыкин, В.С. Формирование механизма взаимодействия в системе управления фондом недр общераспространенных полезных ископаемых / В.С. Дадыкин // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 4. – С. 86-91. – DOI: 10.24143/2073-5537-2017-4-86-91.
8. Степина, О.М. Применение ГИС-технологий в управлении промышленным предприятием / О.М. Степина, В.С. Дадыкин // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов : Материалы IV-й Международной научно-практической конференции, Брянск, 31 марта 2017 года. – Брянск, 2017. – С. 285-290.
Рецензия
Для цитирования:
Дадыкин В.С., Дадыкина О.В. Методические аспекты применения онтологического подхода к построению маркетинговой информационной системы в сфере недропользования. Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North. 2023;(2):45-50. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.39.16.005
For citation:
Dadykin V.S., Dadykina O.V. Methodological Aspects of Applying the Ontological Approach to Building a Marketing Information System in the Field of Subsoil Use. Economy and nature management in the North. 2023;(2):45-50. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.39.16.005