Preview

Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North

Расширенный поиск

Олонхо как источник пластического воспитания артиста эпического театра

https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.16.4.002

Аннотация

Статья посвящена осмыслению роли олонхо в вопросах пластического воспитания в формировании профессиональных навыков артиста эпического театра. Эпическое наследие народа саха является уникальным явлением, содержащим в себе истоки для поисков в разных областях, в том числе и в театральной педагогике. Органичное «со-бытиé» в олонхо - это и театр «переживания» и театр «представления». Пластическое воспитание артиста невозможно рассматривать отдельно от дисциплин профессионального цикла: актерского мастерства, сценической речи, народного пения - тойук. Любое физическое действие на сцене продиктовано внутренним действием. Действие объединяет в единое целое мысли, чувства, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера, который владеет двумя потоками сознания - «Я» - образа и «Я» - артиста. Олонхо аккумулирует в себе пластический рисунок роли, внутренний монолог персонажа, описание его внешней характерности, его оценку. В статье описана постановка дипломного спектакля студентов АГИКИ. Спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» (сказитель Н. П. Бурнашев) - это современное динамичное действо, основанное на опыте, традициях и знаниях предков, переосмысленное молодым поколением в ключе современного площадного театра, тем самым вносящее свою мощную энергетику, искрометность и задор в эпическое полотно древнего текста. Основными средствами художественной выразительности являются тойук, звукоподражание, пластика, основанная на элементах обрядово-ритуальных действ, народных игр, танцев и песен. В спектакле можно увидеть синтез эпического театра с его «эффектом отстранения» и реалистического театра. Источником пластической выразительности, разработки образов, боевых сцен является текст олонхо. Профессиональный театр Якутии сформирован русской театральной школой, школой Малого театра. Мастера кафедры театрального искусства бережно хранят традиции своей школы. Опыт воспитания артистов для профессионального театра олонхо показал, что наряду с достижениями мастеров по воспитанию пластической культуры артиста в контексте русской театральной школы, нам важно внедрить в дисциплины цикла по пластическому воспитанию элементы двигательной культуры народа саха.

Об авторе

М. М. Маркова
Арктический государственный институт культуры и искусств
Россия


Список литературы

1. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2008 г. № 91. «О государственном учреждении культуры «Театр Олонхо».

2. Чусовская В. А. Якутский Театр Олонхо - классический театр народа саха. - Новосибирск: Наука, 2013. - 180 с.

3. Брехт Б. О театре. - М.: Иностранная литература, 1960. - 366 с.

4. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание (опыт анализа якутской сказки) // Айымньылар: соч. в 7 т. Якутскай, 1962. - Т. 7. - с. 128-194.

5. Особенности обрядов, связанных с рождением ребенка (на материале якутской литературы) // Молодой ученый. - 2014. - № 4 - с. 1224-1230. - URL https//moluch/ru/archive/63/9902/

6. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - М., 1993. - 736 с.

7. Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

8. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

9. Федоров А. С. Саха төрүт оонньуулара. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 95 с.

10. Чусовская В. А. Статьи об искусстве. - Якутск, 2004. - 124 с.

11. Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верований якутов. - Якутск, 1923.

12. Кулаковский А. Е. Якутские пословицы и поговорки. - Якутск, 1925.

13. Кулаковский А. Е. Статьи и материалы по якутскому языку. - Якутск, 1946.


Рецензия

Для цитирования:


Маркова М.М. Олонхо как источник пластического воспитания артиста эпического театра. Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North. 2019;(4):26-34. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.16.4.002

For citation:


Markova M.M. Olonkho as a source of plastic education of an epic theater actor. Economy and nature management in the North. 2019;(4):26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.16.4.002

Просмотров: 153


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8778 (Online)