№ 3 (2020)
ЭКОНОМИКА
6-11 138
Аннотация
Целью исследования является анализ эффективности и проблем в реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» в отрасли электроэнергетики на Дальнем Востоке. Научной новизной является анализ проблем, возникающих при реализации энергосервисных контрактов в электроэнергетических предприятиях Дальнего Востока, которые мало изучены в силу особенностей предприятий поставщиков энергоресурсов и односторонности Федерального закона «Об энергосбережении…», ограниченного потребителями энергоресурсов. Все изолированные энергосистемы Дальнего Востока, включая северную территорию Якутии, Чукотку, Сахалин, Магадан, Камчатский край остались вне зоны реформирования. Основной проблемой в электроэнергетике является ограниченность тарифами, которая служит сдерживающим фактором развития предприятий, их модернизации и реконструкции, которые необходимы для снижения себестоимости выработки электроэнергии. Одним из эффективных и доступных механизмов является реализация энергосервисных контрактов на взаимовыгодных условиях для инвесторов и заказчиков. Однако недостатки и упущения в законодательстве, а также проводимая политика государства по развитию Дальнего Востока могут стать сдерживающими факторами в реализации энергосервисных контрактов в отрасли электроэнергетики. Авторами проведен анализ энергосервисных контрактов, проводимых в Якутии, изучены проблемы и возможные механизмы по их решению. Исходя из вышеизложенного, предлагается создать уполномоченные центры в регионах Дальнего Востока для координации действий заказчиков, инвесторов и энергокомпаний, например, в региональных Управлениях Федеральной антимонопольной службы.
12-18 130
Аннотация
В Якутии сельское хозяйство традиционно является основным видом экономической деятельности в обширной территории с экстремальными, в то же время уникальными для производства органической, экологически чистой продукции, природно-климатическими условиями. Несмотря на развитие недропользования, диверсификацию экономики в соответствии с новыми вызовами глобального рынка, сельское хозяйство остается отраслью специализации большинства муниципальных районов, была и будет одним из главных форм занятости, прежде всего, самозанятости и основным источником доходов местного населения. Кроме этого, за последние годы стало очевидным то, что необходимо укрепление продовольственной безопасности страны, региона. Исходя из этого, стратегические приоритеты социально-экономического развития республики предусматривают рост показателей сельского хозяйства и повышение уровня продовольственной самообеспеченности. Общеизвестно, что объективные причины обуславливают высокую издержкоемкость продукции сельхозпроизводителей. Также в результате кардинальных реформ при переходе к рыночным отношениям основными категориями производителей продукции, которые обеспечивают занятость населения, остаются сравнительно небольшие по масштабам деятельности организованные хозяйства и личные подсобные хозяйства, конкурентоспособность которых на рынке изначально невысокая. Поэтому развитие отрасли возможно при реализации мер государственной поддержки. Следует отметить то, что поддержка сельхозпроизводителей всегда была и остается приоритетным направлением государственной политики, в частности региональной, для достижения одной из главных национальных целей - снижения уровня бедности. При этом механизмы государственной поддержки сельского хозяйства постоянно совершенствуются, в частности для стимулирования товарного производства. В данной статье рассмотрены меры государственной поддержки производства молока, основного вида сельхозпродукции в республике.
19-29 120
Аннотация
Целью статьи является выявление факторов, влияющих на формирование налогового потенциала регионов России, рассчитываемого по прочим налоговым доходам при исчислении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670, определено, что в состав «прочих налоговых доходов включены налоги, за исключением налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество организаций (НИО) и акцизов». Согласно отчёту Федерального казначейства за 2019 г. 55% поступлений прочих налоговых доходов обеспечили налоги, уплачиваемые субъектами малого бизнеса. Одним из негативных влияний пандемии COVID-19 является снижение активности малых предприятий. Темпы восстановления оборотов малых предприятий будут зависеть от региональных особенностей системы малого предпринимательства (доходов домашних хозяйств, плотности населения, вовлеченности в предпринимательство, цифровизации и т. д.). У 17 регионов налоговый потенциал по прочим налоговым доходам на 2020 г. рассчитан с превышением более чем на 50% над фактическими поступлениями данной группы налогов за 2019 г. Из них 12 регионов являются дотационными, в том числе 10 регионов имеют уровень бюджетной обеспеченности меньше минимального уровня. Из указанных 10 регионов 6 относятся к Северо-Кавказскому федеральному округу, 3 - к Дальневосточному федеральному региону. Авторами подготовлено предложение о внесении изменений в формулу расчета налогового потенциала по прочим налоговым доходам с целью максимально объективной оценки исходя из особенностей структуры экономики регионов.
СОЦИОЛОГИЯ
30-42 179
Аннотация
В данной статье проведен анализ зарубежного и отечественного опыта применения инструментов деловой оценки. Рассматриваются аспекты эффективного карьерного развития. Одним из основных факторов стремления развития деловой карьеры является потенциальный рост источников дохода. При этом необходимо брать во внимание принципы эффективного карьерного развития, продвижения сотрудников в организации. Расширение аналитического контекста в области наук о научной организации труда, появление новых результатов исследований в области теории менеджмента, связанные с растущим интересом к проблемам управления деловой карьерой, определяют основные особенности изучения основных аспектов эффективного карьерного развития. Сегодня центральное внимание должно сконцентрироваться именно на улучшении использования человеческих ресурсов и продвижении по карьерной лестнице с помощью мотивационных рычагов, которые побуждают подчинённых к более результативной работе как для всего предприятия в целом, так и для дальнейшего продвижения по службе отдельных работников. Проблема эффективного карьерного развития - достаточно сложный и многогранный процесс, имеющий большой спектр для более детального его исследования, особенно в отечественной литературе. Цель исследования - разработать практические рекомендации по системному управлению деловой карьерой, опираясь на выявленные недостатки оценки деловой карьеры, а также на недостатки инструментария оценки деловой карьеры. Социологическое исследование опирается на методы сравнительного анализа, аналитические методы, методы обобщения и синтеза. Проведен опрос в двух коммерческих предприятиях по методу случайной выборки в феврале 2021 г. по анкете автора. Основная гипотеза исследования: инструменты деловой карьеры влияют на эффективность показателей коммерческих предприятий. Количество респондентов составляет N=141. Проведенный в статье анализ показывает, что подходы к деловой оценке карьерного развития в разных странах отличаются. Разработанные рекомендации должны опираться на учет индивидуальных и социальных факторов и на развитие карьеры соответственно социально-экономическим требованиям и потребностям в контексте эффективного взаимодействия с социальной профессиональной средой.
43-54 130
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мнения жителей сельских и городских поселений Республики Саха (Якутия) по преобразованию поселений и муниципальных районов в муниципальные округа. Данное преобразование на основании Федерального закона № 87-ФЗ от 01.05.2019 г. вносит изменение в институт местного самоуправления. «Муниципальный округ - три и более объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Таким образом, при образовании муниципальных округов на уровне районов местное самоуправление становится одноуровневым, в сельских и городских поселениях будут ликвидированы органы местного самоуправления, сельские и городские поселения не будут самостоятельно распоряжаться своим бюджетом в целях развития поселений. В анкетировании приняло участие 502 жителя городских и сельских поселений, которые представляют 29 муниципальных районов из 34 районов Республики Саха (Якутия). В экспертном интервью приняли участие руководители органов местного самоуправления, законодательных органов власти и общественных организаций. Исследование позволило оценить деятельность органов местного самоуправления, активность местного населения, уровень правовой грамотности жителей сельского и городского поселений. В заключении сформулированы выводы об отношении местного населения и экспертов по вопросам местного самоуправления к образованию муниципальных округов. Исследование выполнено в рамках разработки магистерской диссертации по направлению «Государственное и муниципальное управление».
ISSN 2587-8778 (Online)