Preview

Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF
5-14 9
Аннотация

В первой четверти XXI века Арктика стала объектом пристального внимания научного сообщества в силу обострившихся геополитических и геоэкономических противоречий государств. Особое внимание исследователей привлекает архипелаг Шпицберген, уникальность которого в том, что, несмотря на официальную принадлежность Норвегии, доступ к его ресурсам имеют еще около 40 стран. Цель работы – с помощью ретроспективного контент-анализа показать процесс становления особого международно-правового статуса Шпицбергена, который можно рассматривать как модельный регион для разрешения международных конфликтов, особенно в контексте ресурсных споров. Особую актуальность данной проблематике сегодня придает то, что для Российской Федерации исключительно важно обеспечить свои национальные интересы, безопасность и доступ к рыбопромысловым районам и нефтегазовым месторождениям на архипелаге. В статье проведен анализ процесса становления государственной юрисдикции архипелага, его основных исторических ресурсов, имеющих хозяйственное значение, а также приведены показатели современной хозяйственной деятельности предприятий архипелага, позволяющие сформировать представление об его экономическом профиле. Сделано заключение о перспективных направлениях хозяйственной деятельности на Шпицбергене. По данным, актуальным на 2022 и 2023 гг., приводятся количественные сведения, отражающие число предприятий промышленного производства и сферы услуг, функционирующих на архипелаге. Указан объем оборотов этих предприятий и размер государственных денежных субсидий, выделяемых со стороны Норвегии в пользу предприятий отдельных отраслей. В качестве приоритетных выделяются государственное управление и оборона, научная и туристская сферы. Исследования, связанные с геоэкономическим и геополитическим положением Шпицбергена, являются своевременными, поскольку архипелаг может стать причиной конфликтов между странами, имеющими право на его использование.

15-25 6
Аннотация

В условиях усиливающейся техногенной нагрузки на природную среду проблема устойчивого природопользования в северных регионах России приобретает особую актуальность. Особенно остро она проявляется в Республике Саха (Якутия), где сочетание суровых климатических условий, вечной мерзлоты и активного промышленного освоения формирует уникальные риски. Целью настоящей работы является выявление ключевых вызовов, которые техногенные катастрофы создают для природопользования в Якутии, с акцентом на социальные, экологические и управленческие аспекты. В качестве материалов использовались научные публикации по техногенным авариям, статистические данные, нормативные документы, а также примеры реальных инцидентов, таких как авария на руднике «Мир» и утечка топлива в Амгинском районе. Методологическая база включает сравнительный и ситуационный анализ, интерпретацию экспертных оценок и обобщение теоретических подходов. В результате показано, что техногенные катастрофы дестабилизируют не только экологическую, но и социальную устойчивость региона, в частности за счет роста безработицы среди вахтовых работников и деградации вечной мерзлоты. Установлены институциональные и нормативные пробелы в сфере предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. В заключение предложены меры по усилению цифрового мониторинга, внедрению корпоративной экологической ответственности и адаптации федеральных норм к северной специфике. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее выводов органами управления и компаниями для снижения риска аварий и повышения устойчивости регионального природопользования. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой адаптивных моделей управления техногенными рисками в условиях криолитозоны.

26-37 7
Аннотация

Идея формирования опорных населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) активно продвигается на различных уровнях управления обществом, в органах законодательной и исполнительной власти, составляются различные инфраструктурные проекты и программы развития. Правительством РФ определены ключевые критерии выделения населенных пунктов, где будет ускоренно развиваться инфраструктура, обеспечивающая реализацию гарантий в сфере образования, доступность медпомощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципалитетов. Исследователи задались вопросом: есть ли потенциал развития у г. Алдан в качестве ОНП? Цель работы – раскрыть глубину и масштаб задачи повышения качества жизненной среды населения с учетом имеющегося потенциала инфраструктуры городского поселения Алдан. Применялись такие методы анализа данных, как классификация данных, прогнозирование, метод оценки внутренних и внешних факторов – SWOT-анализ, социологический опрос населения. По мнению авторов статьи, необходимо трезво оценивать имеющийся потенциал городского поселения, отобранного в качестве опорного населенного пункта. Следует акцентировать внимание при развитии опорных населенных пунктов, на такой внутренний фактор, как один из самых больших по республике уровень аварийного жилого фонда. Из внешних факторов наибольшую угрозу представляет фактор экологических нарушений со стороны горных компаний. Добавим, что корректировка реализации потенциала инфраструктуры должна обязательно учитывать специфику Алданского района, а именно наличие вахтовых поселков.

38-47 7
Аннотация

Исследование направлено на изучение возможностей и путей развития событийного туризма в Якутии с опорой на анализ потенциала региона и существующих препятствий на пути его успешного внедрения. Основная задача исследования заключается в выявлении теоретических оснований событийного туризма и оценки практических аспектов его реализации на территории Якутии. В работе используются количественный и качественный подходы к анализу данных. Материалом служит статистические данные о туристическом потоке в Якутии, результаты анкетирования, а также данные стратегического планирования (SWOT-анализа), проведенного авторами самостоятельно. Методически применяются принципы анализа потребностей рынка, SWOT-анализ и метод проектов. Исследование показало, что Республика Саха (Якутия) обладает значительным потенциалом для развития событийного туризма благодаря уникальным природным ресурсам и культурному наследию. Предложены меры по повышению привлекательности региона, включая интеграцию традиционной культуры, гастрономических особенностей и активный отдых в туристические программы. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию инфраструктуры и маркетинговой стратегии. Выводы подчеркивают необходимость комплексного подхода к развитию событийного туризма в Якутии, который включает улучшения в инфраструктуре, информационной поддержке и создании привлекательных туристских продуктов. Практическая значимость исследования заключается в предложении конкретных мер, направленных на увеличение туристического потока и укрепление экономики региона. Исследовательская работа открывает перспективы для дальнейших исследований в области устойчивого развития туризма и сохранения культурного наследия.

48-60 6
Аннотация

Муниципальные образования Арктической зоны являются уникальными территориями, развитие которых требует особого внимания и обеспеченности финансовыми ресурсами. Перспективы социально-экономического развития и финансовый потенциал территории определяются как средствами федерального, региональных и местных бюджетов, так и уровнем доходов хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Однако на муниципальном уровне именно бюджет представляет основу для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, что особенно характерно для Севера и Арктики. Целью данной работы является исследование источников формирования финансового потенциала муниципального района, относящегося к Арктической зоне. В процессе работы были изучены статистические и аналитические материалы, а также бюджетная отчетность муниципального образования, выполнен анализ сильных и слабых сторон экономики района, определена степень сбалансированности и независимости местного бюджета. По результатам исследования было выявлено, что если муниципальный район не обладает развитой инфраструктурой и промышленным потенциалом, то полноценной альтернативы бюджетному финансированию у него нет. Несмотря на то, что на современном этапе у муниципальных образований появились новые возможности для привлечения финансовых средств, не все готовы ими воспользоваться, поэтому проблема обеспечения территориального развития необходимыми ресурсами остается актуальной. Изучение финансового положения муниципальных образований способствует объективной оценке бюджетной стратегии, реализуемой органами местного самоуправления, с учетом ее влияния на решение поставленных задач, так что исследования необходимо продолжать.

61-72 9
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы добычи бивней мамонта в системе традиционных промыслов коренных народов Севера и развития арктической экономики. Выявлен вклад данного вида традиционных промыслов коренных народов в повышение качества жизни местного населения, содействие занятости и получения дохода. Обоснована необходимость рассмотрения добычи мамонтовой кости как элемента зеленой экономики на арктических территориях и природного ресурса, замещающего запрещенную для торговли слоновую кость. Показана динамика добычи мамонтовой кости в Республике Саха (Якутия) за 2003-2024 гг., объем добычи которой составил в 2024 г. в республике 165 тонн. На основе проведения социологических опросов местного населения в районах добычи мамонтовой кости в Якутии в январе‒мае 2025 г., в котором приняли участие 360 человек из числе коренных народов Севера, выявлены основные факторы и трудности, с которыми сталкиваются сборщики бивней мамонта, включая высокие затраты на приобретение техники, оборудования, транспортную недоступность районов сбора бивней, трудности, связанные с получением лицензии по сбору мамонтовой кости, с реализацией добытой мамонтовой кости, наличие нелегальных старателей в этой сфере, которые создают конкуренцию. Для поддержки коренных народов в части сбыта мамонтовой кости предлагается создание факторий по закупке такой продукции у местного населения, а также предложены меры по развитию ее экспорта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8778 (Online)