Preview

Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North

Расширенный поиск

Территориальный брендинг как показатель экономической идентичности региона

https://doi.org/10.25587/2587-8778-2025-4-5-16

Аннотация

В данной статье исследуется роль территориального брендинга как ключевого фактора в формировании экономической идентичности на примере Республики Саха (Якутия). Социальное самочувствие, самоидентификация, адаптация и поведенческие установки в рамках региональной системы, а также другие характеристики экономической идентичности играют важную роль в создании представлений об уникальности региона. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки комплексного подхода к формированию устойчивого территориального бренда региона, способного стать драйвером экономического развития и инструментом сохранения культурной уникальности в условиях глобализации и растущей конкуренции между регионами. Целью работы является выявление ключевых факторов и стратегических приоритетов развития территориального брендинга региона через анализ его конкурентных преимуществ и ограничений. Методология включает изучение научной литературы, нормативно-правовых документов, комплексный анализ статистических данных, аналитических материалов, case-study успешных практик в различных областях, а также матрицу SWOT-анализа. В ходе исследования выявлены ключевые факторы формирования территориального бренда Республики Саха (Якутия), включая уникальные природные и культурные ресурсы, инновационный потенциал, развитие отрасли креативных индустрий. Анализ показал, что их эффективное использование способно повысить привлекательность региона, укрепить его экономическую идентичность и создать устойчивые конкурентные преимущества. Практическая значимость работы заключается в обосновании необходимости интеграции территориального брендинга в стратегическое планирование региона для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности на глобальном уровне. Перспективы исследования связаны с разработкой конкретных механизмов реализации бренд-стратегии с учетом специфики региона.

Об авторах

Е. В. Сибилева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

Сибилева Елена Валерьевна ‒ кандидат экономических наук, доцент Финансово-экономического института 

г. Якутск



В. А. Шеломова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

Шеломова Варьяна Александровна – магистрант кафедры «Менеджмент» Финансово-экономического института 

г. Якутск



Список литературы

1. Позднякова Ж.С., Федько А.А. Проблемы и перспективы брендинга территории. Управление в современных системах. 2019,1(21):22-30.

2. Голендухина М. А. Тенденции территориального брендинга в России: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2017:70.

3. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Москва:Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

4. Королева О.В., Милинчук Е.С. Брендинг туристских территорий : учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2025: 273. Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/ bcode/568310 (дата обращения: 27.03.2025).

5. Проявления экономической идентичности в региональных брендах: теоретические подходы к исследованию. Креативная экономика. 2022,16(2):879-894. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-ekonomicheskoy-identichnosti-v-brendah-regionov-teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu (дата обращения: 12.04.2025)

6. Бренд региона как аспект его экономической идентичности. Креативная экономика. 2022,16(1):159-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brend-regiona-kak-aspekt-egoekonomicheskoy-identichnosti (дата обращения: 12.04.2035).

7. Баженов С.В., Баженова Е.Ю. Подходы к изучению концепта «экономическая идентичность региона» (по результатам экспертного опроса). Фундаментальные исследования. 2015:11-7,1387-1390.

8. Экономическая идентичность как форма самоопределения и самопозиционирования регионального социума. Креативная экономика. 2021,15(6):2371–2386. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-identichnost-kak-forma-samoopredeleniya-i-samopozitsionirovaniya-regionalnogosotsiuma (дата обращения: 12.04.2025)

9. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://14.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.2025)

10. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30.12.2023 № 178 «Об утверждении Стратегии развития экспорта Республики Саха (Якутия) до 2032 г.». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/1400202401040009?index=17 (дата обращения: 20.04.2025).

11. Андрейченко Э.А., Балашов Н.А., Стецкая Д.В. Перспективы развития несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия). Бизнес-образование в экономике знаний. 2023,3(26):4-10.

12. Свыше 230 тысяч гостей посетили праздник «Ысыах Туймаады» в Якутии [Электронный ресурс]. РИА Новости. 2024. URL: https://ria.ru/20240630/yakutiya-1956456830.html (дата обращения: 27.03.2025)

13. Сборы якутского кинематографа достигли исторического максимума в 2024 году. ЯСИА. 2024. URL: https://ysia.ru/sbory-yakutskogo-kinematografa-dostigli-istoricheskogo-maksimuma-v-2024-godu/ (дата обращения: 27.03.2025)

14. Якутская киноиндустрия собрала рекордные 100 млн рублей. Восток России. 2024. URL: https://www.eastrussia.ru/news/yakutskaya-kinoindustriya-sobrala-rekordnye-100-mln-rubley/ (дата обращения: 27.03.2025)

15. Сибилева Е.В., Шеломова В.А. Развитие креативной экономики в Республике Саха (Якутия). Арктика XXI век. 2024;(4):85-93. https://doi.org/10.25587/2310-5453-2024-4-85-93

16. Якутия занимает второе место в ДФО по объему инвестиций. Ulus media. 2025. URL: https://ulus.media/2025/03/28/yakutiya-zanimaet-vtoroe-mesto-v-dfo-po-obemu-investiczij/ (дата обращения: 27.03.2025)

17. Валовой региональный продукт: что и как мы измеряем // Вопросы статистики. 2022;11:34-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valovoy-regionalnyy-produkt-chto-i-kak-my-izmeryaem (дата обращения: 12.04.2025)

18. Жиркова М.В. Исследование практики применения брендинга территорий в субъектах Российской Федерации // Практический маркетинг. 2025;1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-praktiki-primeneniya-brendinga-territoriy-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 31.07.2025).

19. Хусаинова Н.М. Роль брендинга в формировании туристской привлекательности региона. Творчество молодых: искусство, дизайн, медиатехнологии : сборник научных статей. XX Всероссийская научно-практическая конференция, Омск, 19 мая 2021 года. – Омск: Омский государственный технический университет; 2021:82-89. EDN ICZZYQ.


Рецензия

Для цитирования:


Сибилева Е.В., Шеломова В.А. Территориальный брендинг как показатель экономической идентичности региона. Экономика и природопользование на Севере. Economy and nature management in the North. 2025;(4):5-16. https://doi.org/10.25587/2587-8778-2025-4-5-16

For citation:


Sibilevа E.V., Shelomova V.A. Territorial branding as an indicator of a region’s economic identity. Economy and nature management in the North. 2025;(4):5-16. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-8778-2025-4-5-16

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8778 (Online)