КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Биографический бум, который переживает якутская культура, является объективным отражением общекультурной тенденции, получившей название «биографический поворот». Применительно к культурологии подобные процессы представлены в исторической персонологии, что свидетельствует об изменении представлений о роли личности в социально-культурных процессах. Предложен опыт мозаичной (выборочной) реконструкции персональной биографии человека, который, будучи разносторонне талантливым, своим творчеством формировал идентичность народа саха и на протяжении трех десятилетий, практически в одиночку удерживал аутентичность якутской культуры в условиях социального эксперимента – «строительство коммунизма». Обозначены подходы, характеризующие природу творчества народного мастера. Уникальный опыт С.А. Зверева (1900‒1973) представляет культурное достояние народа саха, по сути, память культуры. В формате мифологического сознания – особого видения мира творцом, – которое в якутском языке обозначается категорией анаар, указанное состояние определяется как умение охватить необозримое; жестом, мелодией и словом постичь, передать и выстроить систему репрезентаций философии народа. Всем этим в силу природного дара и жизненного опыта владел С.А. Зверев. Поэтому, при непосредственном его участии, оказался возможен синтез архаических аутентичных форм культуры с большими жанрами западноевропейских академических профессиональных форм культуры (первые якутские балет и опера). Представлена еще одна попытка определить масштаб личности и сформулировать обоснование для определения роли творца в культуре народа. На примере творческих исканий сказителя, постановщика танцев, реконструктора обрядовых практик рассмотрена специфика перехода от бесписьменных форм культуры к письменным.
Статья посвящена деятельности волонтерского движения в сфере культуры, которое возникло в нашей республике в 2019 г. в контексте активно поддержанной на государственном уровне общественной федеральной инициативы. Авторы статьи поставили перед собой цель ‒ показать данный процесс в развитии: от зарождения волонтерского движения в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) до настоящего времени. На основе использования программных документов общероссийского движения волонтеров культуры и законодательства в области развития культуры и искусства представлены цели и задачи волонтерского движения Якутии, оно рассмотрено с достаточной степенью полноты. Следует отметить, что до сих пор не имелось публикаций, освещающих данный вопрос. Предлагаемая статья впервые восполняет данный пробел – в ней описан процесс развития волонтерского движения в сфере культуры Якутии. Рассмотрены основные проекты, освещено их разнообразие и разноплановость. Немалое место среди них занимают проекты, направленные на сохранение культурного наследия ‒ Якутия нуждается не только в охране, но и в реконструкции памятников культурного наследия. Также уделяется внимание популяризации проблемы сохранения культурного наследия, в решении которой важное роль отводится волонтерству. В заключении статьи подведены предварительные итоги деятельности волонтерского движения в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия), описаны его достижения на общероссийском уровне и представлены наиболее успешные практики, реализованные на базе учреждений культуры Республики Саха (Якутия). Предложены конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности волонтерского движения в сфере культуры Республики Саха (Якутия).
ЭКОНОМИКА
Опираясь на целевое видение стратегий развития Арктики и северных регионов Российской Федерации до 2050 года, определено, что полного перехода локальных энергетических систем на использование альтернативных источников энергии в долгосрочной перспективе не предвидится. В статье представлена концептуальная модель усовершенствованных организационных механизмов систем обеспечения нефтепродуктами территорий северных регионов, которые предполагают создание единого центра управления, контроля и мониторинга за «северным завозом» топливного обеспечения всех труднодоступных территорий северных регионов России. Авторами представлено детальное описание методов и инструментов государственного регулирования, которые могут быть применены в рамках предложенного организационного механизма.
В мировой практике развитие креативной экономики стало новым направлением развития социально-экономических отношений в обществе. Впервые этот термин был описан в начале 2000-х в зарубежных экономических исследованиях. Так, было дано определение, что основой креативной экономики является креативный труд, с такими характеристиками, как разнообразие и адаптация к быстро меняющимся условиям. В российской науке креативную экономику начали изучать не так давно, но интерес к ней быстро растет. Так, Агентство стратегических инициатив запустило несколько проектов, основой которых является неординарный творческий подход – это и «Атлас креативных индустрий», «Лучшие креативные практики» и др. Таким образом, в нашей стране под креативной экономикой понимают активное взаимодействие общества, бизнеса и власти, наряду с социальным предпринимательством. В статье рассматриваются возможности развития креативной экономики в Республике Саха (Якутия). Описаны составляющие индекса креативного капитала, оцененные в 2019 году по данным города Якутска. Дана подробная характеристика поддержки инновационной инфраструктуры региона. Рассмотрены направления развития креативной экономики республики, сделаны выводы, что несмотря на то, что основой экономики региона являются отрасли добывающей промышленности, в регионе имеются все предпосылки формирования экосистемы креативной экономики, причем при всесторонней поддержке региональных органов исполнительной власти.
На современном этапе развития экономики для многих коммерческих организаций вопрос насыщения и консолидации рынка товаров и услуг является наиболее значимой и первостепенной. Это свидетельствует о необходимости у предприятия осуществлять эффективную финансовую политику, в частности, рационально использовать финансовые ресурсы, которые в свою очередь дают возможность организации своевременно инвестировать в новое оборудование, обеспечивая расходы на расширение производства и техническое перевооружение. В данной статье проведен анализ эффективности финансовых ресурсов АО «Якутский Хлебокомбинат», целью которого является разработка рекомендаций по оптимизации формирования и направлений использования финансовых ресурсов организации. Актуальность темы исследования заключается в том, что достаточный объем финансовых ресурсов и их эффективное использование детерминирует стабильное финансовое положение организации, ее платежеспособность и ликвидность. Также стоит отметить, что на сегодняшний день, несмотря на большое внимание, уделяемое этой проблеме, не существует единого подхода к методологии понятий, связанных с определением термина финансовых ресурсов. Все это, несомненно, определяет актуальность темы исследования и ее значимость в современной действительности. Таким образом, каждая организация стремится увеличить объем собственных финансовых ресурсов посредством рассмотрения новых возможных источников и эффективного использования уже имеющихся, чтобы повысить эффективность своей деятельности.
Для экономического и социального развития государства очень важно иметь эффективно функционирующий сбалансированный рынок труда. Если трудовые ресурсы на рынке присутствуют в избытке, создается дефицит рабочих мест, рост безработицы порождает социальную напряженность. Недостаток трудовых ресурсов, в свою очередь, создает проблемы, ограничивая производственные возможности и препятствуя экономическому росту. Международная трудовая миграция позволяет перераспределять трудовые ресурсы между странами, компенсируя дефицит, возникающий в определенных отраслях и секторах экономики, и обеспечивая занятость. В данной работе представлены некоторые теоретические аспекты, отражающие закономерности формирования миграционных потоков, исследована взаимозависимость миграционных процессов и особенностей организации рынка труда, рассмотрены и проанализированы основные факторы, определяющие направления перемещения трудовых ресурсов между странами и их распределение по отраслям экономики. Выполнен анализ структурных особенностей и тенденций изменения направлений и объемов потоков трудовой иммиграции в России. По итогам проведенного исследования установлено, что Российская Федерация является устойчивым реципиентом миграционных потоков, в числе трудовых мигрантов преобладают граждане стран СНГ, участники вторичного рынка. Квалифицированные работники прибывают в РФ большей частью из стран ЕС и дальнего зарубежья, их доля не так велика, но растет. Более всего потребность в работниках ощущается в таких сферах, как здравоохранение и социальные услуги, торговля, обрабатывающие производства, транспорт. Прогноз изменения численности рабочей силы в РФ свидетельствует о необходимости дальнейшего привлечения иностранных рабочих для компенсации убыли трудоспособного населения в результате процесса демографического старения. Регулирование рынка труда должно быть ориентировано на устранение потенциальных негативных последствий и использование положительных эффектов трудовой миграции.
Повышение уровня жизни населения является основной задачей всех уровней исполнительной власти системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. За последние десятилетия основным методом реализации деятельности системы ГМУ стал программно-целевой метод управления, основной задачей которого стала согласованность ориентиров общего социально-экономического развития страны с постепенной конкретизацией поставленных задач до уровня региона, а затем и муниципального образования. В статье в очередной раз доказывается необходимость методической поддержки системы муниципального управления в вопросах формирования, реализации и оценке эффективности муниципальных программ, как основного инструмента стратегического планирования развития территории. Выявлены проблемы как на уровне планирования муниципальных программ, так и на уровне оценки эффективности реализации, заключающиеся в невозможности количественной оценки достигнутых результатов. Предложена методика интегральной оценки эффективности реализации муниципальных программ, основанная на трех ключевых направлениях: планирование и оценка реализации мероприятий, планирование и оценка своевременности и достаточного финансирования, оценка качества планирования и отчетности муниципальной программы. Представленная методика интегральной оценки позволит давать количественную оценку эффективности реализации муниципальных программ, что облегчит составление рейтинга деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов РС(Я), повысит внутренний уровень мотивации среди муниципальных служащих, позволит повысить их квалификацию
Российско-монгольские экономические и торговые отношения имеют давнюю историю. Приграничные районы играют важную роль в развитии этого сотрудничества. Приоритет в развитии многосторонних отношений между Россией и Монголией принадлежит Республике Бурятия, которая имеет одну из самых протяженных границ с Монголией, а также единое национально-культурное пространство на трансграничной территории. Цель настоящего исследования – проведение анализа внешнеэкономических отношений Республики Бурятия и Монголии на современном этапе, а также исследование проблем и перспектив таких отношений. Изучены правовые акты, являющиеся базой для осуществления внешнеэкономических связей. На основе статистических данных о динамике объемов и основных тенденций изменения товарной структуры экспортно-импортных операций, начиная с 2016 г. по 2021 г. проведен анализ динамики внешнеторгового оборота и современного состояния торгово-экономического сотрудничества Республики Бурятия и Монголии и современного состояния торгово-экономического сотрудничества Республики Бурятия и Монголии. Однако в товарной структуре экспорта региона основную долю занимают товары производственного назначения, включая электроэнергию, минеральное топливо и черные металлы, древесину, бумагу и т.п. Развитие внешней торговли Республики Бурятия с Монголией связано с сохранением высокой доли продукции в экспорте. Рассматривается не только участие региона в формировании объема российско-монгольского товарооборота, но и статус Монголии во внешнеторговых отношениях республики. Особое внимание уделяется существующим сдерживающим факторам и препятствиям бурятско-монгольского торгово-экономического сотрудничества, и анализируются их преодоления. К тому же рассматриваются альтернативы строительству гидроэлектростанций в Монголии. Сделан вывод, что Республика Бурятия является основным торгово-экономическим партнером Монголии, взаимодополняемость внутренних ресурсов и возможностей имеет большое значение для развития регионального и трансграничного сотрудничества обеих государств.
Финансовая устойчивость предприятия показывает, насколько оно может поддерживать бесперебойную работу, имея определенные свободные средства и исправность финансовых потоков. Финансовая устойчивость предприятия признается по разным критериям. Когда предприятие финансово устойчиво, оно имеет преимущество перед другими предприятиями такого же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Платежеспособность показывает возможность предприятия в полном объеме, а главное в срок выполнять свои платежные обязательства, а также наличие денежных средств, которые необходимы для покрытия своих обязательств. Анализ платежеспособности предприятия способствует уменьшению внутренних расходов предприятия. Эффективная оценка платежеспособности и ликвидности предприятия может повысить скорость роста объемов продаж и повысить его положение на рынке. Ликвидность нужна для того, чтобы определить, насколько предприятие может быстро и с минимальными финансовыми потерями изменить активы (имущество) предприятия в денежные средства. Ликвидность также характеризуется наличием ликвидных средств в виде остатка денег в кассе, денежных средств на счетах в банках, а также легкореализуемых элементов оборотных активов. В данной работе проведен анализ ликвидности и платежеспособности АО «Водоканал». По итогам проведенного анализа были даны рекомендации по повышению финансового состояния предприятия. Снизив заемный капитал, погасив кредиторскую задолженность, а также избавившись от неиспользуемых основных средств и тем самым выровняв баланс предприятия, можно повысить его финансовое состояние.